Камышинской воспитательной колонии 50 лет: пройденный путь, уверенное настоящее и новые перспективы!

14.05.2021

Детство – это самое прекрасное время в жизни любого человека. Время беззаботное, поистине счастливое, когда ты не обременен проблемами взрослых людей, ты живешь в радости и удовольствии. Но не всегда это так… Иногда детство резко заканчивается, обрывается эта тонкая ниточка, будто перерезается пуповина, связывающая тебя с тем беззаботным и сказочным временем. И это происходит часто неосознанно – дети становятся преступниками. Возможно, они до конца не понимают ответственности за свои поступки, возможно, и понимают, но уже погрязли в этой противозаконной грязи настолько сильно, что выбраться самостоятельно уже никак.

И вот, когда уже не отмотать назад, приходит время нести ответственность за свои поступки, за своё преступление. Вчерашний ребенок, подросток резко взрослеет под грузом уголовной ответственности. Он попадает в воспитательную колонию – место, где сотни таких же, как он – резко повзрослевших ребят.

Как живется осужденным подросткам в Камышинской воспитательной колонии, каков их быт, что делается для того, чтобы вернуть ребят к нормальной жизни, и какая жизнь после освобождения – на все эти вопросы нам ответил начальник Камышинской воспитательной колонии, полковник внутренней службы Александр Павлович Милохов.

«Санаторий общего режима»

Если бы не колючая проволока по верху высокого забора и тщательная проверка на входе, учреждение можно было бы принять за санаторий. На территории идеальная чистота, повсюду зелено, цветы в клумбах, деревья садовые. На стенах зданий плакаты с мотивирующими надписями. Здесь же есть маленькая теплица, для мероприятий – просторный актовый зал с большой сценой и уютная, светлая столовая с приветливыми поварами. В колонии пятиразовое питание. Выпечка, фрукты каждый день. Красивая, уютная обстановка в учреждении и хорошее питание – это одно, а жизнь в режиме по расписанию и под постоянным контролем – совсем уже другое.

На сегодняшний день в учреждении находится 109 несовершеннолетних осужденных, из одиннадцати регионов России: Дагестана, Ингушетии, Ставрополя, Ростова-на-Дону, Астрахани, Калмыкии, Волгограда, Самары, Саратова, Пензы, Оренбурга. За счет этого в колонии наблюдается увеличение численности воспитанников. А это, в свою очередь, происходит из-за того, что по России сокращается численность воспитательных колоний, поэтому несовершеннолетних осужденных расселяют в оставшиеся.

Начальник Камышинской воспитательной колонии работает в учреждении с 1995 года. Он прошел путь от мастера по строительству до начальника колонии. За 26 лет службы многое менялось, но сотрудники колонии стараются беречь традиции, сформированные годами, конечно, привнося что-то новое, ведь время не стоит на месте.

- В целом воспитательная колония, это сплочённый, грамотный коллектив, который состоит из сотрудников отдела режима, оперативной службы, воспитательной службы, технической, производственной службы. Замечательный педагогический состав в средней общеобразовательной школе и профессиональном училище.

Воспитать и направить на законопослушный путь - вот основные задачи сотрудников Камышинской ВК. У многих трудных подростков, находящихся сейчас в учреждении, наблюдаются серьезные пробелы воспитательно-педагогического характера.

- Мы стараемся применять все возможные и доступные нам меры воспитательного характера, чтобы создать благоприятные условия для перевоспитания трудных подростков, которые совершили преступления. К нам попадают в основном несовершеннолетние за тяжкие и особо тяжкие преступления. Со средней тяжестью преступлением у нас всего несколько человек.

По словам начальника колонии, в учреждении сейчас отбывают наказание подростки за связь с наркотиками, кражи, разбой, угон транспортных средств, преступления против половой неприкосновенности. Статьи серьезные, и хочется сказать, совсем взрослые. Трудно представить, по факту ребенка, совершившего одно из этих страшных преступлений. В колонии находятся в основном парни по 17-18 лет, один 14-летний подросток и есть те, кто оставлен до 19 лет.

- Когда подростку исполняется 18 лет, он переходит во взрослую колонию. Но мы можем оставить его здесь до 19 лет. Это возможно только для положительно характеризующихся воспитанников, которые стали на путь исправления, регулярно посещают воспитательные мероприятия. В общем, если мы видим улучшение его поведения, мировоззрения, видим, что он осознал содеянное ним, и он раскаивается, то с санкции прокурора по надзору мы можем оставить его в стенах воспитательной колонии до 19 лет. Как правило, это уже те воспитанники, которые одной ногой на УДО.

В прежние годы в воспитательной колонии содержались до 23 лет. За это время некоторые даже успевали получить высшее образование. Сегодня в исправительном учреждении можно окончить школу и получить начальное профессиональное образование.

- В школе у нас очень опытный и грамотный педагогический коллектив, примером этого может служить то, что несколько лет подряд наши воспитанники на Всероссийском смотре «Ученик года» среди воспитательных колоний занимают первые места. Это достаточно высокая планка. Наши воспитанники также готовятся и сдают ЕГЭ, правда, не все, единицы из общей массы ребят, потому что часто в колонию попадают ребята с полной педагогической запущенностью.   

Но для тех, кто все же решился сдавать этот серьезный государственный экзамен, на базе школы проводятся элективные и факультативные курсы, на которых воспитанники могу подтянуть свои знания по необходимым предметам, а также узнать для себя что-то новое.

В колонии воспитанники помимо среднего образования могут получить также и начальное профессиональное по девяти специальностям. Самые востребованные среди ребят на сегодняшний день, по словам начальника учреждения: повар-кулинар, повар-пекарь, оператор швейного производства.

«Режимная жизнь осужденных подростков»

Режим в учреждении все-таки совсем не санаторный. Подъем у воспитанников в шесть утра, обязательно зарядка, кроме выходных дней. Далее заправка кроватей, утренний туалет, уборка в отряде. В комнатах, кстати, всегда идеальный порядок. Потом пересчет осужденных, а после завтрака, первые уроки в школе, потом второй завтрак и снова учеба. После обеда, во вторую смену - занятия в училище или отработка практики в учебно-производственных мастерских. Потом у ребят обязательно после обеда еще полдник, а вечером, как положено, ужин.

- Вечером у воспитанников есть личное время, в которое они могут писать письма родным, читать книги, готовиться к следующему дню, могут попить чай, в каждом отряде есть комната приема пищи. Вообще, можно сказать, что у воспитанников день расписан по минутам.

Сотрудники Камышинской ВК проводят большую работу по нравственному, правовому, трудовому, патриотическому, эстетическому и физическому воспитанию осужденных, способствующую их исправлению и развитию.

Воспитательная работа с несовершеннолетними осужденными начинается в карантинном отделении, где сотрудники спецотдела, оперативный сотрудник и психолог проводят с ними занятия, беседы, в ходе которых знакомят их с порядком и условиями отбывания наказания, с их правами и обязанностями, предупреждают об ответственности за нарушения установленного порядка отбывания наказания. Психолог также выясняет психологическое состояние воспитанника, помогает психологически настроиться на новый режим жизни. Там же, в карантине, с воспитанниками проводятся беседы о положительных традициях в воспитательной колонии.

- Тут, конечно, после замкнутых пространств, закрытых помещений следственных изоляторов уже более или менее просторно для несовершеннолетних осужденных. Основная задача группы сотрудников, которая занимается вновь прибывшим воспитанником, раскрепостить его и как-то оградить от этих сложных и страшных слов «зона» и «тюрьма». Пытаемся предпринять все меры, чтобы воспитанники расслабились и быстро освоились. Ведь важно, чтобы тут они раскрывались только с положительной стороны, а не озлоблялись и показывали свои негативные моменты.

У несовершеннолетних осужденных четыре вида отбывания наказаний. Когда воспитанник только попадает в колонию, после карантина он переходит в обычные условия. Потом, если у него нет взысканий, а есть только поощрения, он переходит на облегченные условия, где имеются определенные льготные, положительные моменты, например, больше свиданий, и воспитанник, отбывающий наказание на облегченных условиях может быть представлен на условно досрочное освобождение. Есть и четвертая категория, это осужденные, которые попадают в строгие условия содержания. Это или воспитанники, которые осуждены уже не впервые или те воспитанники, которые являются злостными нарушителями режима колонии.

- Нарушают режим не часто и, как показывает практика, в основном те воспитанники, которые уже попадали ранее в учреждения, то есть неоднократно осужденные. Их, конечно, необходимо изолировать от основной массы воспитанников, чтобы они не оказывали негативного воздействия на остальных ребят.

На облегченные условия могут претендовать те воспитанники, которые не имеют дисциплинарных взысканий. По решению совета воспитателей отрядов и учебно-воспитательного совета они переводятся на облегченные условия, переезжают в другое здание. Там они расселяются в комнатах по два человека, с отдельным санузлом, имеется и бытовая комната с автоматическими стиральными машинами, есть игровые комнаты, которыми в качестве поощрения могут пользоваться воспитанники. Есть и тренажерный зал.

«Полезная занятость осужденных подростков»

Стоит отметить, что сотрудники колонии, совместно с педагогическим коллективом школы посвящают много времени воспитательной работе с осужденными. Они проводят мероприятия, направленные на интеллектуальное развитие и эстетическое воспитание осужденных: викторины, познавательные игры, театрализованные представления. И все не зря, ведь несовершеннолетние осужденные охотно участвуют в различных творческих конкурса и предметных олимпиадах, становятся победителями и призерами.

В качестве творческого и спортивного развития, под руководством учителей школы и воспитателей учреждения, осужденные посещают кружки «Мир фантазий», «Кинусайга», «Удивительный квиллинг», «Музыка слов», «Спортивные игры». В Центре развития творчества и досуга проводятся занятия в кружках «Моделирование», «За рулем», «В гостях у театра», «Музыкальный», «Декоративно-прикладное и изобразительное искусство».

- Также в проведении воспитательной работы с несовершеннолетними осужденным мы регулярно привлекаем представителей общественных объединений и государственных казенных учреждений, которые проводят с воспитанниками тематические лекции, беседы к праздничным и памятным датам, занятия по профилактике экстремизма и терроризма.

Специалисты и представители этих организаций рассказывают воспитанникам о важных для истории России и всего человечества событиях. Проводят профилактические занятия, на которых объясняют пагубное воздействие наркотических средств и алкоголя на организм и психику человека, проводят познавательные программы по ведению здорового образа жизни, спортивные соревнования, спартакиады, мастер-классы по отдельным видам спорта.

- Например, у нас регулярно проходят соревнования по армрестлингу под руководством мастера спорта международного класса, чемпиона России и Европы, руководителя спортивного клуба «АНТЕЙ» Николая Колесниченко. Именитый спортсмен также помогает нашим ребятам с тренировками в тренажерном зале, объясняет технику безопасности, показывает упражнения. Мальчишки с большим удовольствием занимаются, и всегда с нетерпением ждут новых соревнований и тренировок.

Занятия в кружках и посещение представителей общественных организаций, волонтеров и спортсменов отвлекает воспитанников от ежедневной рутины, является одним из способов перевоспитания, потому что у многих не было стремления и времени на развитие каких-либо творческих или спортивных навыков в себе на воле. Также сами воспитанники выезжают в качестве поощрения за пределы исправительного учреждения с волонтерской миссией, в рамках которой помогают с облагораживанием и уборкой прилегающей территории Камышинского детского дома или представлениями кукольного театра для его воспитанников.

Любое доброе дело или достижение воспитанников, конечно же, поощряется. Меры поощрения различные: это могут быть и благодарности, грамоты, а также предоставление длительного свидания и посещение культурно-массовых мероприятий за пределами колонии, в сопровождении сотрудников.

- Также в качестве поощрения воспитанник может выйти за территорию учреждения в сопровождении родителей. То есть он может в течение дня проводить время с родителями в городе. Отпускаем ребят под ответственность родителей, конечно, заведомо проинструктированных сотрудниками. Это, можно сказать, одна из самых больших форм поощрения и доверия воспитаннику.

Поощрения, конечно, очень мотивируют ребят. Они стремятся к этим ним, стремятся попасть в облегченные, льготные условия отбывания наказания.

- Ребята хотят общаться с родителями вживую, а не по телефону или по видеозвонку. Это их стимулирует, подвигает к хорошим поступкам. Мы стараемся популяризировать поощрительные меры, потому что важно склонить воспитанников к этому направлению и пытаться прививать им это, чтобы у них было стремление и желание быть лучше.

«Режим режимом, а каникулы по расписанию»

В каникулы у несовершеннолетних осужденных появляется больше времени на саморазвитие, занятия спортом и, конечно же, отдых.

- Во время каникул мы обеспечиваем ребятам ежедневную полезную занятость, скучать им не приходится. (Улыбается) Мы проводим и спортивные соревнования, и интеллектуальные игры. В качестве отдыха, положительно характеризующиеся воспитанники, могут проводить время в игровой комнате, которая оборудована игровыми приставками X-box, там же можно проводить групповые соревнования, командные эстафеты, в том числе и интеллектуальные. Есть аэрохоккей, бильярд, настольный теннис, и кроме того, у нас есть развивающие настольные игры, играя в которые они могут почерпнуть для себя что-то новое.

В колонии есть зимний сад, оборудованный декоративным водопадом. В саду также много различных растений, в том числе, тропических, за которыми воспитанники тщательно ухаживают.

- У нас активно применяется такой психологический метод, как садовая терапия. На территории учреждения есть небольшие теплицы, в которых воспитанники выращивают овощи, фрукты и саженцы цветов, которые потом рассаживают для благоустройства территории колонии. Ухаживая за растениями и выращивая их, у осужденных вырабатывается чувство ответственности, заботы.

В качестве духовно-нравственного развития воспитанников регулярно посещают священнослужители. Они проводят с несовершеннолетними осужденными духовно-нравственные беседы, проповеди о христианской вере. В часовне, построенной в учреждении в честь благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского, проводят для всех желающих ребят обряды крещения, причастия, исповеди, молебны. Также, в целях духовно-нравственного просвещения, в учреждении воспитанники могут посещать занятия по православной культуре в Воскресной школе, которые проводит специалист, директор Воскресной школы Никольского Кафедрального Собора.

Также в учреждении проводится активная работа с освобождаемыми в скором времени осужденными. К проведению занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению» привлекаются специалисты Центра занятости населения города Камышина, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Камышинского муниципального района Волгоградской области, Центра социальной защиты населения.

- В ходе занятий, представители этих организаций, знакомят несовершеннолетних осужденных с порядком выдачи паспортов освобождаемым и регистрации по месту жительства, бытового и трудового устройства, поступления в учебные заведения. Рассказывают им о юридической составляющей трудоустройства после освобождения и получения жилплощади, о положении на рынке труда, о самых востребованных профессиях, о трудоустройстве несовершеннолетних в свободное от учёбы время.

Большая радость, как для любого осужденного, так и для сотрудников учреждения, когда у ребят приходит время освобождения из колонии. Начальник Камышинской ВК говорит, что у него вошло уже в традицию лично прощаться с каждым освобождающимся осужденным.

- Я лично прощаюсь со всеми, кто освобождается. Ребята ко мне приходят, я им даю напутствия, говорю слова поддержки. У нас есть такое мероприятие, как родительский день. Часто приезжают парни, кто освободился из колонии, выступают перед воспитанниками, рассказывают о жизни после освобождения. Приятно, когда бывшие воспитанники говорят о нас хорошие слова.

«Не переформатировать - перевоспитать…»

Перевоспитать человека, скорее всего, невозможно. Даже маленького человека, подростка. Казалось бы, они же дети, а детей как раз только и воспитывать. Но едва тех, кто отбывает наказание в воспитательной колонии можно назвать детьми. Некоторые из них повидали и натворили больше, чем взрослые. Поэтому оступившегося подростка можно перенаправить на другой путь, показать лучшую дорогу в его истории жизни, но не перевоспитать, как бы парадоксально это не звучало.

- Мы здесь не можем переформатировать подростков. Все, что мы можем это создать все условия, чтобы оступившиеся ребята смогли исправиться. Я думаю, в каждом человеке заложен какой-то такой свой код, который только он сам, с нашей помощью, может изменить. Поэтому мы все для этого делаем, чтобы этот парень нашел себя, нашел свои хорошие стороны, не озлобился на мир, не одичал. В наших силах оказать ему поддержку, заботу. Показать, что он важен, что он может жить по-другому.

А ведь работать с подростками не так просто, скорее даже очень сложно. И самая большая сложность заключается в их возрасте. Все мы были подростками и все помним, как порой было сложно контролировать эмоции, когда организм перестраивается, растет, крепнет. С трудными подростками еще сложнее.

- Специфика работы с несовершеннолетними состоит в том, что нужно постоянно учитывать, что они подростки. Ребята импульсивные, в них играет юношеский максимализм, порой очень сложно достучаться до них. Если взрослому человеку скажешь, и он сразу среагирует, то тут надо подобрать ключик. Они в таком возрасте не видят середину, у них все происходит из крайности в крайность, либо черное, либо белое. В суждениях оценок они выдают только категорическое определение. Поэтому приходится очень тонко, дипломатично походить, к каждому находить какой-то свой подход. И даже иной раз не с первого раза это получается. Потому что сложные подростки, тут простых нет. Много чего в жизни они увидели, и самое главное, много чего уже сделали.

Для улучшения эффективности работы с несовершеннолетними осужденными в учреждении постоянно проводят заседания совета воспитателей отряда, учебно-воспитательного совета, и других служб, на которых обсуждаются все воспитательно-психологические тонкости, меры и методы, чтобы в будущем работа была еще более продуктивной.

- В общем и целом, мы придерживаемся старых добрых традиций, не нужно изобретать велосипед, когда он уже давно изобретен. У нас заложен уже давно в колонии педагогический и воспитательный фундамент. Важно поддерживать коллектив и ветеранов, ведь этот дух Камышинской воспитательной колонии. Конечно, время не стоит на месте, и в свою работу мы привносим что-то новое, опять же опираясь на опыт прошлых лет.

У сотрудников Камышинской воспитательной колонии получается перенаправлять трудных подростков, приступивших закон в лучшую жизнь. Об этом говорит то, что спустя долгие годы после освобождения они вспоминают колонию добрым словом, и не побоимся этого слова, хвастаются своими жизненными достижениями.

- Когда парни звонят через несколько лет после освобождения, вспоминая нас добрым словом, говорят, что у них все хорошо, что обзавелись семьями, работают, честно зарабатывают на жизнь. Вот лучше уж ничего и не хочется слышать. (Улыбается)

«У штурвала опытный офицер»

Начальник Камышинской воспитательной колонии окончил Камышинское высшее военное командное строительное училище. После училища три года служил в вооруженных силах, а после сокращения в 90-е годы пришел служить в уголовно-исполнительную систему, а именно в Камышинскую воспитательную колонию.

- Пришел в УИС, потому что хотел продолжать служить после вооруженных сил. Привык к такой жизни, а эта структура близкая мне по духу. Знающие меня люди, действующие сотрудники, порекомендовали устроиться в Камышинскую воспитательную колонию.

Вот уже 26 лет Александр Павлович служит в этом учреждении. И за это долгое время ни разу не пожалел о своем решении прийти в эту систему.

- Моя служба мне нравится тем, что мы практически всегда видим плоды своего труда. Когда с воспитанником достигаем, так скажем, венца нашего творчества – УДО, приходит большое удовлетворение своей работой и радость, что еще один подросток встал на правильный путь, где нет места криминалу. Вообще, работая с такой непростой категорией осужденных постоянно чему-то учишься. Эта работа требует постоянного саморазвития, мы постоянно мотивируем себя на достижение больших целей и выполнения большего спектра задач. Конечно, я, как руководитель, очень доволен коллективом нашего учреждения. Он без преувеличения замечательный, все сотрудники грамотные люди, знающе свое дело, руководить одно удовольствие.

Самые запоминающиеся моменты, связанные с профессиональной деятельностью, делится Александр Милохов, все о том же: о бывших воспитанниках, усвоивших урок раз и навсегда.

- Запоминается очень, когда на свободе, где-то в людном месте, например, в торговом центре или просто на улице, встречаешь бывшего воспитанника. Он уже взрослый мужчина, с женой и детьми, рассказывает о своей работе, и о том, что в жизни у него все хорошо сложилось. Это многого стоит. Это навсегда оседает в памяти.

Успех в службе - это не удачный случай, это очень кропотливая работа над собой, саморазвитие и профессионализм. Сотрудник уголовно-исполнительной системы, по мнению начальника Камышинской ВК, в первую очередь должен быть профессионалом своего дела, грамотным человеком, целеустремлённым.

- Сотрудник УИС должен также быть выдержанным и спокойным. Всегда оставаться человеком, при любых обстоятельствах. Всегда помнить, что он носит гордое звание офицер уголовно-исполнительной системы. Сотрудник воспитательной колонии ко всему вышеперечисленному должен еще уметь прощать и быть терпеливым. Ведь только терпеливым покоряются самые большие высоты. Мы работаем с очень сложной категорией осужденных. Любому подростку присуще юношеское непослушание, в таком возрасте практически все они протестные натуры. А тут ребята еще и преступили закон, осуждены по серьезным статьям… Не всегда сразу идут на контакт, не всегда выполняют все с первого раза, не всегда сразу откликаются на просьбу. И тут нужно понимать ту категорию, с которой работаешь. Не требовать сверх, но и не давать послаблений. Важно найти золотую середину.

Работа в УИС, говорит Александр Павлович, мотивирует его к постоянному личностному росту, саморазвитию, чтобы привносить что-то новое в свою службу, работу.

- Опять же работа с трудными подростками откладывает свой определенный отпечаток на характер. Становишься более терпеливым и терпимым ко многим моментам. Ну, а о дисциплине говорить смысла нет, потому что это мне привила еще учеба в военном училище.

«О личном»

Руководить таким большим и сложным механизмом, как Камышинская воспитательная колония очень сложно и ответственно. Часто приходится жертвовать личным временем, задерживаться допоздна на работе или выходить на службу в выходные дни. Но семья Александра Павловича Милохова с большим понимаем относится к этому, служба есть служба, как говориться. Да и к тому же, супруга офицера в прошлом тоже сотрудник уголовно-исполнительной системы. Не так давно в звании подполковника они вышла на пенсию с должности начальника Камышинского филиала уголовно-исполнительной инспекции.

- Абсолютно все свое свободное время я провожу с семьей. Это и мое хобби, и отдушина. Свободного времени мало, поэтому это очень ценные для меня моменты.

Работать с трудными подростками это огромный, сложный и ответственный труд. Пожалуй, ответственный вдвойне, потому что, пытаясь направить в правильную сторону совершившего преступление подростка, ты работаешь на перспективу, в которой неосознанный мальчик станет взрослым мужчиной. И вот каким мужчиной в будущем он будет, во многом зависит от сотрудников колонии, которым доверено его воспитать за то время, пока он находится в стенах воспитательной колонии. Понять, достучаться, помочь, дать уверенность, что он не один на один со своими проблемами, страхами, дать мотивацию к самосовершенствованию и лучшей жизни, в которой нет места преступлениям, нет места необдуманным поступкам. Научить трудного подростка ответственности за свою жизнь и свои действия, при этом сохранить человека, не выпустить дикого напуганного зверька на свободу, это, и не только, воплощают в своей деятельности сотрудники Камышинской воспитательной колонии, трудясь во благо каждый день вот уже 50 долгих лет.

- Я благодарен нашему замечательному коллективу! Желаю каждому здоровья, сплоченности, всегда помогать и подставлять друг другу плечо, проявлять взаимовыручку. Мы все должны быть - один за всех и все за одного, чтобы эффективно работать с нашей категорией осужденных. Сохраняйте единство, преумножая добрые традиции!


Пресс-служба УФСИН России по Волгоградской области 

 


Дата последнего обновления: 18.05.2021 17:02

архив новостей

« Декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
2021 2020 2019  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия