Воспитатель – это призвание!

01.04.2020

Слово «воспитатель» нам всем знакомо со времен беззаботного детства. Тогда мы не задумываемся над тем, насколько емкое значение у него и сколько важного смысла скрывает оно в себе. Только во взрослой жизни уже понимаешь, какой важный и сложный труд стоит за этим словом. Воспитательный процесс идет в ногу с взрослением и становлением человека: сначала его воспитывают родители, воспитатели в детском саду, учителя в школе, затем он воспитывает себя сам – взрослый человек доверен только себе. Но есть печальные случаи, когда жизнь выходит из-под контроля, намеренно или нет, и перевоспитать тебя может только человек в погонах. Человек, который объединяет в себе невероятное количество навыков, опыта и талантов. Этот человек - сотрудник уголовно-исполнительной системы, а именно отдела воспитательной и социальной работы с осужденными.

Чем же живет отдел воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН России по Волгоградской области, какие обязанности у воспитателей, и главный вопрос: можно ли перевоспитать, мы узнали в беседе с начальником отдела, майором внутренней службы Иваном Рындиным.

Воспитательный отдел УФСИН России по Волгоградской области – это по-настоящему слаженный, бесперебойно работающий механизм, где каждый сотрудник незаменимое звено, выполняющее особенно важную работу. Основная заслуга слаженности коллективного труда заключается в умении контролировать и умело организовывать рабочий процесс начальника отдела.

«Познакомимся поближе»

Майор внутренней службы Иван Вениаминович Рындин в уголовно-исполнительной системе служит уже шестнадцать лет. Кто бы мог подумать, что с детства он мечтал стать хирургом, и долгое время шел к этому, пока судьба его не привела в уголовно-исполнительную систему, кардинально поменяв его планы и жизнь в целом.

Родился Иван Рындин в Заполярье, Республике Коми, в городе Воркута. Окончил среднюю школу, поступил в медицинское училище в Нижегородской области. После проходил срочную службу на северном флоте на тяжелом атомном ракетном крейсере «Адмирал Ушаков». Там он служил медицинским работником. После армии поступил заочно в Высшую школу профсоюзов в г. Санкт- Петербурге, где учился на специалиста социальной работы, по направлению подготовки «Социально-правовая защита населения».

- Больницу, где я работал до армии, закрыли, и я случайно с друзьями-одноклассниками попал в отдел кадров следственного изолятора г. Воркуты. Это было в 2004 году. Там мне предложили заполнить анкету, рассматривали на должность медицинского работника. Но на тот момент вакантных должностей медиков не было, поэтому я пошел служить младшим инспектором в отдел режима.

Там Иван Вениаминович проработал не долго, пока не окончил высшее учебное заведение. После его назначили на должность старшего психолога отдела охраны, где он прослужил три года.

- Появилась возможность перевестись в УФСИН России по Волгоградской области в исправительную колонию №12 г. Волжского на должность начальника отряда. Служил в этом учреждении несколько месяцев буквально, потому что освободилась должность инспектора группы социальной защиты осужденных в отделе воспитательной и социальной работы с осужденными Управления ФСИН России по Волгоградской области. В этой должности я прослужил с 2011 года по 2016 до назначения заместителем начальника отдела. И с 2017 года служу в должности начальника отдела.   

«Основная цель - вернуть в общество здорового, во всех смыслах, человека»

Обязанности сотрудников воспитательного отдела очень обширные и масштабные. Особенно это касается начальника отдела, ведь он координирует и контролирует рабочий процесс всех сотрудников воспитательной службы в подразделениях УФСИН России по Волгоградской области.

Основная цель и задача воспитательной службы – вернуть в общество здорового, во всех смыслах, человека, готового жить правопослушной жизнью, социально подготовленного, исключить возможность совершения им рецидива преступления. Для этого необходимо в процессе работы делать упор на те, или иные моменты, брать во внимание многие аспекты, при этом опираясь на документально-правовую базу.

Какого-то определенного алгоритма действий у воспитателей нет, по словам Ивана Рындина. Есть приказы и документы, в которых прописаны обязанности и возможные действия сотрудников, а в остальном каждый сам выбирает схему действий.

- Каждый сотрудник воспитательной службы, я считаю, исходя из своих морально-деловых качеств, знаний, возможностей организовывает и развивает воспитательную работу.

А работа эта начинается, как только осужденный попал в исправительное учреждения, то есть с момента нахождения его в карантинном отделении. Воспитатель для начала знакомится с личным делом осужденного, проводит индивидуально-воспитательную работу, разъясняет порядок поведения в колонии, проводит ознакомительную беседу, и уже имея представление, какой перед ним человек, составляет план, в каком направлении работать дальше.

- В основном, можно сказать, работа строится опытным путем. Каждый сам выстраивает свой алгоритм, в зависимости от осужденного, который находится перед ним и с учетом мнения всех заинтересованных служб учреждения. План воспитательной работы с осужденными разрабатывается на год, и уже начальник отряда, во взаимодействии с другими службами учреждения, планомерно работает согласно с этими наработками.

«Ежедневный воспитательный процесс»

Рабочий день у сотрудников воспитательного отдела УФСИН России по Волгоградской области начинается задолго до официального начала рабочего дня, потому что нужно успеть решить ряд ежедневных вопросов с сотрудниками воспитательных служб в исправительных учреждениях до проведения утренних проверок.

- Каждое утро я беру сводку в дежурной части об оперативной обстановке за прошедшие сутки, выхожу на связь с определёнными подразделениями, чтобы получить подробности о произошедшем. После у нас начинается селекторное совещание, где я довожу до начальника Управления обстановку в наших исправительных учреждениях, рассказываю о мероприятиях - культурных или спортивных, которые у нас будут проводиться, о посещении учреждений представителями каких-либо сторонних организаций.

Начальник отдела несет персональную ответственность за надлежащее исполнение его подчиненными сотрудниками должностных обязанностей. Поэтому после селектора Иван Рындин проводит совещание в отделе, в ходе которого проверяет исполнительскую дисциплину своих подчиненных сотрудников, ставит задачи на ближайший день или несколько дней, обговаривает организационные моменты того или иного мероприятия. Далее работа по плану.

- Я созваниваюсь с представителями сторонних общественных организаций, говорим с ними о планировании проведения мероприятий для осужденных в рамках недели, месяца или квартала.

Взаимодействие со сторонними организациями, начальник ОВиСРО проводит на непрерывной основе для вовлечения их в процесс воспитательной работы и проведения культурно-массовых мероприятий в исправительных учреждениях.

- Многие представители сторонних организаций с опаской относятся к посещению мест лишения свободы. Волонтеры, спортсмены, цирковые артисты и преподаватели циркового искусства, актеры театров, и даже представители музеев, экскурсоводы, которые свободно могу выступать перед большим количеством людей, все равно настороженно относятся к нашим приглашениям, посетить с тем или иным мероприятием колонию, выступить перед спецконтингентом.

И это понятно. Люди в большинстве своем составляют мнение об исправительных учреждениях из картин, представленных в фильмах, сериалах. А там, как правило, показывается не совсем объективная сторона происходящего на самом деле.

- Но когда они прибывают в учреждение, свое мнение кардинально меняют. В колониях такие же люди, как и на свободе, просто они попали в трудную жизненную ситуацию, находятся в изоляции от общества. Мы стараемся более или менее, насколько это возможно в условиях лишения свободы, социализировать осужденных, организуем спортивные и культурно-массовые мероприятия, на подобие таких, какие могли бы быть на свободе.

На этом работа сотрудников воспитательного отдела УФСИН далеко не заканчивается, можно сказать, это была только верхушка айсберга.

- Мы постоянно выезжаем в исправительные учреждения с целью организации контроля, проведения воспитательной социальной работы с осуждёнными, осуществляем прием осужденных по личным вопросам. А также сопровождаем представителей сторонних организаций, представляем их администрации учреждения и спецконтингенту.

При посещении колоний воспитатели обходят расположения отрядов, проводят беседы с осужденными.

- К нам обращаются осужденные с волнующими их вопросами, жалобами, предложениями. Мы спрашиваем их о том, как они оценивают роль начальника отряда, именно отрядного звена воспитательного отдела исправительного учреждения. В итоге про каждого начальника отряда у меня в голове выстраивается определенная картина его работы. После каждого посещения исправительного учреждения я провожу служебные совещания с подчиненными, где уже ставлю конкретные задачи, обговариваю, где надо что-то подтянуть, где улучшить, выслушиваю их предложения и решаю возникшие у них вопросы.

«Мотивация полезной занятости»

Важной составляющей работы воспитательного отдела является обеспечение полезной занятости осужденных. Для этого, на сегодняшний день, существует множество различных мероприятий, как спортивного характера, так и творческого.

- В обязательном порядке мы проверяем организацию досуга осужденных в течение дня. Мы привлекаем представителей сторонних общественных организаций, чтобы как-то отвлечь осужденных от бытовых проблем, и ежедневной рутинны. Это одна из наших приоритетных задач - обеспечить полезную занятость осужденных, как в будние дни, так и в выходные.

По словам офицера, в этом вопросе неоценимую помощь оказывают и учителя школы, которая функционирует в исправительных учреждениях Волгоградской области.

- Они проводят спартакиады для осужденных, литературные чтения, концерты, посвященные памятным датам, открытые уроки, посвященные историческим событиям и личностям. Различные конкурсы художественного, прикладного творчества, конкурсы чтецов, музыкального творчества, театрального искусства.

Многие осужденные охотно участвуют в конкурсах, задействованы в кружках, с интересом принимают участие в мероприятиях и даже создают творческие коллективы.

- Мы проводили выездное выступление музыкального коллектива исправительной колонии №26 в исправительной колонии №12. Осужденные ИК-12 посмотрев концертную программу, подготовленную музыкантами ИК-26, так вдохновились их примером, что тоже организовали свою музыкальную группу. А также молодые люди, которые у нас отбывают наказание в ИК-12, создали стенд-ап коллектив. Это что-то новое, можно сказать свежий взгляд.

Конечно, многое зависит от людей, которые попадают в колонии, от их способностей и талантов. Но также осужденные учатся чему-то новому в местах лишения свободы, раскрывают в себе новые таланты и творческий потенциал, а это еще один из больших плюсов досуговой занятости.

- Еще немало важно, на мой взгляд, если начальник отряда может мотивировать своих подопечных личным примером. То есть приветствуется, чтобы он обладал какими-либо талантами или увлекался каким-либо видом спорта. Ведь в этом случае он может стать идейным вдохновителем для осужденных, мотивировать их на создание какого-либо творческого кружка: музыкальной группы, театральной студии, либо спортивной секции, допустим, по волейболу, футболу, армрестлингу, жиму штанги лежа.

Каждого осужденного можно заинтересовать каким-либо видом творчества. Однако по нашим наблюдениям охотнее творчеством интересуются осужденные женщины и несовершеннолетние осужденные.

- Все мы знаем, что женщины по своей натуре более творческие и тонкие личности. Воспитанники Камышинской ВК в качестве общего развития очень интересуются творчеством.

Как происходит организация творческого процесса? Для начала за каждым отрядом исправительного учреждения закрепляется определенная тематика, или какой-либо праздник в году, на который они должны подготовить мероприятие, праздничный концерт или театральное представление. А дальше происходит непосредственно подготовка.

- Осужденные у нас идут в ногу со временем и часто используют тематику различных фильмов, мультфильмов. Вот, например, осужденные женщины ИК-28 недавно подготовили театральную постановку на основе мультика Шрэк. Женщины сами сшили себе костюмы, своими руками сделали красочные декорации.

Говоря о творческом потенциале осужденных женщин исправительной колонии №28 г. Ленинска нельзя не сказать о цирковой студии, действующей на базе учреждения. Открыли студию три года назад в рамках проведения широкомасштабного Фестиваля циркового и театрального искусства «Возвращение домой», посвященного памяти народного артиста СССР Георгия Жженова. Проект направлен на патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание осужденных, формирования у них стремления к правопослушному поведению, а также выявлению талантов в области циркового искусства.

Раз в неделю с осужденными занимаются профессиональные преподаватели Волгоградского цирка. Девушки осваивают азы различных цирковых жанров: жонглирование, акробатика, эквилибристика и многие другие.

Участницам циркового кружка, удалось продемонстрировать приобретённые навыки и таланты циркового искусства на сцене клуба исправительной колонии №26. Это было первое выездное выступление цирковой студии, которое прошло с огромным успехом.

- Хочется отметить, что осужденные женщины с большим удовольствием занимаются цирковым искусством. По их словам, занятия помогают им поддерживать себя в форме, что немало важно для женщин, открывать в себе новые таланты. Такие занятия действуют на них даже с психологической точки зрения, они становятся увереннее в себе, приобретают полезный опыт, который им, возможно, поможет в будущем на свободе.

«Кнут и пряник»

Воспитатель - он же психолог. Он знает, как расположить к себе любого человека, знает, как выстроить грамотное взаимодействие с осужденными, и сделать так, чтобы ему доверяли.

- Основной метод расположения к себе осужденного, это его просто нужно выслушать. Потому что, когда он попадает в места лишения свободы, замыкается в себе. Ему кажется, что он остается наедине со своими проблемами, страхами. Воспитатель должен вовремя среагировать на невербальный призыв осужденного к тому, что, с ним нужно поговорить.

Воспитателю нужно направлять осужденных на верный путь, но чтобы это делать, нужно иметь представление, о том, что из себя представляет тот или иной осужденный, понимать, кто твой подопечный. Для этого его нужно просто выслушать, узнать о том, какие проблемы его беспокоят, узнать о его родных и близких людях, о его прошлом, о целях и планах на будущую жизнь на свободе.

- Когда осужденный видит твой интерес к его персоне, к его проблеме, когда он понимает, что он ни один на один с этим, он начинает тебе доверять. Ты периодически его спрашиваешь, решились ли проблемы дома, если они его беспокоили, он видит, что ты не просто послушал его и забыл, а обратил внимание, запомнил. После, осужденный уже будет приходить к тебе не только если ему что-то надо, а просто поговорить, будет прислушиваться к тебе, твоему мнению. Осужденного надо к себе расположить.

Еще один важный момент, надо всегда выполнять то, что ты пообещал осужденному.

- Если возникнет обратная ситуация, тебя всерьез, как сотрудника, осужденные воспринимать не будут. А если ты человек своего слова, то они будут тебе доверять. Это правило действует не только в местах лишения свободы, так должно происходить всегда, человек должен отвечать за свои слова.

Применим ли метод «кнута и пряника» в воспитательной службе? Смотря, что принимать за кнут, а что за пряник.

- Например, за нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденного, в качестве «кнута» применяются меры дисциплинарного воздействия. А «пряник», это та же благодарность за отбывание наказания без нареканий или активное участие в спортивной, культурной жизни колонии, или за успехи на производстве. То есть для воспитателя метод «кнута и пряника», это дисциплинарная практика.

«Пожалуй, главный вопрос, можно ли перевоспитать?»

«Перевоспитать, нельзя оставить!» - сотрудник воспитательного отдела поставит запятую именно так и никак иначе. Но ведь в колонию попадают уже состоявшиеся личности, осознанные, не считая подростков.

- Перевоспитать, думаю, нельзя, а вот стать для осужденного ориентиром, своего рода, маяком, возможно. Направить в нужное, мирное русло можно сознание и поведение осужденного, но не перевоспитать в чистом виде. Можно открыть глаза на его возможности, на другую сторону медали, противоположную той, что он видел до этого. А дальше он уже сам решает, как принимать этот опыт. Положительно повлиять всегда можно, чтобы человек пересмотрел свои жизненные ориентиры и строил уже какие-то конкретные правопослушные планы на жизнь. Это и есть наша задача, как воспитателей.  

«Какой он, хороший воспитатель?»

На самом деле, сотрудники воспитательной службы, можно сказать «универсальные солдаты». Потому что по факту выполняют родительскую роль по отношению к осужденным. На время отбывания наказания, только начальник отряда может помочь в решении того или иного вопроса, выслушать и дать совет, подсказать, как будет лучше и правильнее. Он его поощряет за успехи и достижения, он же его наказывает за провинности. По факту воспитатель вбирает в себя роль и юриста, и психолога, и социального работника, и педагога.

Работа больше всего мотивирует, когда ты видишь ее результат. Это стимулирует развивать все больше, бесконечно совершенствоваться.

- Больше всего в моей службе мне нравится живая работа. Не просто сидеть перебирать бесчисленное количество бумаг в кабинете, а вот именно то, от чего виден результат, то есть непосредственная работа с осужденными. Когда видишь, что оказываешь какое-то положительно влияние, или открываешь глаза осужденному, помогаешь ему разобраться в себе, в своих проблемах, направить его понимаешь, что все не зря. Когда видишь положительный отклик на свои действия, это дорогого стоит.

Еще работа воспитателя дает возможность непрерывного самообразования, потому что, во-первых, общаясь с людьми, постоянно черпаешь от них какую-либо информацию, во-вторых, изучаешь много литературы, которая помогает безупречно и эффективно выполнять свои обязанности.

«Что запоминается больше всего…»

То, что остается в памяти навсегда, это победа. Победа над отрицательной стороной жизни человека.

- Приятно встречать на улице бывших подопечных, когда они подходят к тебе и говорят просто большое человеческое спасибо. Увидеть того же осужденного на свободе, с женой, детьми, увидеть, что он не просто так освободился, а создал семью, устроился на работу, и начал новую законопослушную жизнь. Я думаю, что если хотя бы одного человека смог поставить на путь истинный, то это уже успех. Это уже хороший показатель твоей работы.

Сотрудник УИС должен быть образцовым во всем. В службе, дома, в обществе. А воспитателей это касается в особенности.

- Сотрудники воспитательного отдела, должны быть примером, как для своих коллег, так и для осужденных. Они должны быть честными, умеющими слушать и слышать, умеющими сопереживать и поддержать в нужный момент, быть ответственными за свои слова и действия, и в любой ситуации оставаться людьми, держать, так сказать лицо.

«Семья гордится!»

Дома с работы каждый день Ивана Рындина ждут его супруга и пятилетний сын.

- Семья относится положительно к моей службе. Жена и родители гордятся мной. Сын, хоть еще и мал, но он уже равняясь на меня, примеряет на себя роль офицера. Каждый вечер, встречая меня дома, говорит «Здравия желаю!».

Вот так вот, неожиданно судьба привела в уголовно-исполнительную систему человека, мечтающего с детства стать хирургом. И не только привела, но и затянула на долгие годы.

- Никогда не планировал, не собирался связывать свою жизнь с системой, специально не учился, но судьба сама меня привела сюда. Можно сказать, я вошел во вкус и решил не сворачивать с этого пути, а совершенствоваться именно в этом направлении, ставил определённые цели и добивался их. Нашел себя именно в воспитательной службе.

Нужно верить в свое дело, нужно осознавать важность и ответственность того, чем ты занимаешься. Нужно верить в людей и в то, что они способны исправиться, встать на путь истинный, подняться со дна. Сократ сказал: «В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить». Воспитателю важно найти в осуждённом это солнце, вытащить его как можно ближе к поверхности, работать с ним, пытаться его очистить от серых туч прошлого, чтобы в один прекрасный день, это солнце засияло, стало сильнее любой жизненной бури, светило всегда в человеке, мотивируя его совершать только добродетельные поступки. Это в силах воспитателей, они могут вернуть осужденному веру в себя в борьбе с темным прошлым. Да, они не волшебники и не вершители судеб, но от них зависит многое. От них зависит, то, каким выйдет человек в новую жизнь, то насколько хорошо он осознал пагубность своего криминального прошлого. Сотрудники отдела воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН России по Волгоградской области делают все возможное, чтобы люди, действительно, исправились, встали на путь законопослушной жизни, и впредь с этого пути никогда не сворачивали.



Дата последнего обновления: 16.09.2020 13:22

архив новостей

« Ноябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
2021 2020 2019  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия