Выход, который стоил свободы: семь лет заключения - испытание или наказание

10.07.2019

Желание, так называемых, «легких денег» и «быстрого заработка» – это прямой путь к нелегкой жизни в местах не столь отдаленных. Где же можно заработать быстро и сразу много? Ответ в современном обществе очевиден: если связаться с распространением наркотиков. Сейчас в интернете очень много объявлений по типу: «Зарабатывай от 200 тысяч рублей в месяц», «Реши свои финансовые проблемы максимально быстро» и т.п. Да, все бы хорошо, только вот те, кто стоит за этими объявлениями лукаво забывают добавить «Зарабатывай от 200 тысяч рублей в месяц и трать потом их на адвокатов» или «Реши свои финансовые проблемы максимально быстро и сядь за решетку на максимально долго». Конечно, такая «работа» рассчитана в основном на молодых людей, которые стремятся стать материально независимыми от своих родителей, решить материальные трудности, не прося у родных. Именно эти причины толкнули пойти на преступление Сиран Бдоян, уже больше года как осужденную исправительной колонии №28 г. Ленинска Волгоградской области.

Не зря же говорят: бесплатный сыр только в мышеловке. Вот и за осужденной Бдоян мышеловка захлопнулась на долгие семь лет. На семь лет, которые будут вычеркнуты из ее жизни. Молодая, красивая, образованная… .

«Ведь столько было планов…»

Осужденная Сиран Бдоян училась в Саратове в медицинском университете, мечтала с детства стать кардиологом.

- За время учебы я участвовала в различных форумах, конференциях по медицине и общественной работе с молодежью. Состояла во Всероссийском межнациональном союзе молодёжи. Также была старостой группы, старостой потока.

Помимо этого Сиран занималась благотворительной деятельностью. Сначала на уровне университета: студенты собирали средства на помощь детям сиротам в специализированные интернаты, детские дома. Чуть позже удалось выйти на городской уровень, и им стали помогать индивидуальные предприниматели, частные организации.

- Они либо сами покупали и передавали нам детские игрушки, книги, развивающие игры, либо перечисляли деньги, а мы - волонтеры уже покупали все необходимое, и отвозили деткам в детские дома. Потом мы стали помогать еще и малоимущим семьям. Мы созванивались с ними, приезжали к ним, смотрели какая обстановка дома, если детям нужны были медикаменты, мы покупали и привозили.

Все это было исключительно по зову сердца, признается осужденная. Очень хотелось помочь всем деткам, ведь им и так было сложно без родителей. И это особенно остро ощущается, когда сам рос в любящей семье.

- Когда я приехала впервые в детский дом, а мы привозили деткам Новогоднее представление и сладкие подарки, меня поразило и очень тронуло, как они отреагировали на нас. Дети подходили ко мне брались за каждый пальчик, то есть десять детишек, таким образом, держали меня за каждый палец руки. Это необъяснимые чувства… . Видимо, им так не хватало внимания. Дети по 7-8 лет очень хотели обняться. Те, кто постарше был, им было интересно показать какие-то свои увлечения. Кто-то вышивал или рисовал картины, мальчишки занимались брейк-дансом, им было важно наше внимание.

Тот первый выезд в детский дом так сильно вдохновил С. Бдоян, что вскоре она стала сама организатором выездов.

- У нас уже к тому времени были официальные странички в соцсетях. Мы постоянно были на связи и с теми, кому нужна была помощь, и с теми, кто хотел помочь.

Как же так получилось, что такая положительная девочка оказалась в местах лишения свободы?

«Коррупция в сфере образования заставила меня пойти на преступление»

Университет осужденная так и не окончила. Не успела… .

- Я доучилась до четвертого курса. Коррупция в сфере образования заставила меня пойти на преступление.

Приближалась зимняя сессия. По словам Сиран, она понимала, что сама не сдаст один экзамен, да и молодой преподаватель намекал на то, что нужно проплатить.

- Я и так училась на коммерческой основе, а тут еще нужно было платить за сдачу экзамена. У родителей не хотела просить, и так они мне сильно помогали финансово.

В интернете ходит очень много информации о, так называемых, закладчиках.

- Многие люди на это ведутся, в том числе и я. Обещали большие деньги. Зацепили также слова «стань независимым от своих родителей», это то, к чему я стремилась. Вот я и подумала, зачем я буду снова просить у родителей, если могу заработать сама. И к тому же, у меня была уже последняя пересдача. Выхода особо не было, либо просить у родителей, либо зарабатывать самой, либо отчисляться. Сейчас я понимаю, что, конечно, лучше бы я отчислилась тогда.

Ввязалась в это дело осужденная со своей подругой. Ей тоже были нужны деньги.

- Я тогда предположила, что за несколько дней успею сессию закрыть. Естественно я понимала, что это будет только раз в моей жизни, то есть больше я не хотела никогда связываться с этим. Но и тогда я не осознавала всю серьезность ситуации. Я думала, ну что в этом такого, оправлю какие-то эсмски кому-то в каком-то приложении. Если бы ко мне подошли с предложением - вот тебе какой-то сверток, передай его другому человеку, и он тебе даст в руки деньги - я бы так никогда в жизни не согласилась сделать. Потому что страх бы преодолел. Но затуманивает рассудок и подкупает то, что это все через интернет, ты не знаешь, кто по ту сторону телефона, он не знает тебя, чувствуешь себя в относительной безопасности.

В голову Сиран Бдоян тогда не пришло, что если тот, кто принимал ее на работу, не может сделать сам то, что просит сделать своих подчиненных, то это априори опасно, если не для жизни, то для свободы.

- Подруга делала закладки, а у меня была задача отправлять адреса клиентам, где они располагаются. Что было в закладках я точно не знаю. Это был интернет магазин, соответственно было много разных наркотических веществ.

В приложении был, так сказать, «левый» аккаунт, без фотографий, без имени и фамилии. Сиран понимала, что является пешкой, подставным лицом, в чьей-то опасной игре, но по ее словам, ей казалось в тот момент, что выхода у нее другого не было. Но выход, конечно же, был.

- Мне нужна была достаточно большая сумма – 60 тысяч рублей. В этот момент думаешь, что ты же самостоятельная, взрослая. Родители и так помогают, пора как-то самой крутиться. Вообще я всегда подрабатывала. Или администратором или официантом. Просто не всегда можно совместить учебу с работой, потому что наша учеба требует большой отдачи, времени и сил. Но с первого по третий курс я периодически подрабатывала. Мне всегда было комфортно, когда у меня были карманные деньги. А тут нужна была слишком большая сумма.

Всего несколько дней продлилась опасная работа С. Бдоян. Вскоре ее вместе с подругой задержали.

- Нас арестовали зимой. Мы ехали домой, машина застряла в снегу. Я вышла из машины показать дорогу, чтобы выехать из колеи. В этот момент к нам подбежали сотрудники полиции с собаками. С собой у нас были наркотические вещества весом - 18 грамм.

Как же так быстро полицейские вышли на след девочек, ведь они работали всего пару дней?

- Я думаю, у моей поддельницы были знакомые, которым она по секрету рассказала о том, чем занимается.

Из университета осужденная отчислилась в январе, так как не присутствовала на сессии. В марте, через два месяца в СИЗО, Сиран отпустили под домашний арест.

- Когда была под домашним арестом, пришла в университет, взяла обходной лист, хотела пройти все, забрать документы, но в деканате мне посоветовали этого не делать, потому что потом будет невозможно восстановиться. А у меня все-таки есть надежда хотя бы доучиться. Да, врачом у меня вряд ли получится быть. Ведь чтобы стать хорошим доктором, каким я и хотела быть, нужно беспрерывно заниматься, учиться. И помимо университета надо тренировать практические навыки: ходить на дежурства в больницы, дополнительно что-то изучать помимо того, что дают в университете, участвовать в олимпиадах, вести научно-исследовательскую работу, а после такого большого перерыва это не получится.

Самое страшное, на момент задержания, для осужденной было то, как она огорчила родителей своим поступком.

- Когда меня задержали… был шок, потом отчаяние и безумный страх. Вся жизнь перед глазами пролетела. Первые дни были самыми тяжелыми. Но самое страшное и тогда было и сейчас, это мнение родителей, мне очень стыдно.

На момент задержания родители Сиран были в Москве, только через полтора суток ей дали возможность связаться с ними через адвоката.

- Я, если честно, не хотела им звонить. Потому что не знала, что сказать, было очень стыдно перед ними. Они уже все знали, конечно же. Помню, трубку взял папа. Первое, что я могла сказать, это простите меня. Он мне сказал, держись, все нормально, мы тебя любим. Потом, когда я была на домашнем аресте, все родственники приехали ко мне, им был не понятен мой поступок, потому что я за свою жизнь никогда опрометчивых поступков не совершала, всегда слушалась, с родителями была в очень доверительных, хороших отношениях, всегда делилась с ними всем. А тут… просто шок.

Когда огласили приговор, Сиран не удивилась. Она и рассчитывала на такой срок - 7-8 лет.

- По моей части вообще от 10 лет срок. С учетом смягчающих обстоятельств: признание вины, явка с повинной, характеристики из детских домов, интернатов, из университета, в общем итоге мне дали семь лет.

«Здесь хорошо не может быть, но мои плохие ожидания не оправдались»

У осужденной были совершенно другие представления о местах лишения свободы. Когда она была на домашнем аресте, в интернете нашла много информации про колонии.

- Я думала здесь настолько все типично, как показывают в фильмах. Но, конечно, меня удивила и обстановка в отрядах, и столовая. И администрация хорошо к нам относится и отношения между осужденными нормальные. Здесь более или менее спокойно. Каждый понимает, что нужно скорее возвращаться домой, поэтому мы все стараемся вести себя хорошо. Здесь хорошо не может быть, но мои плохие ожидания не оправдались.

Осужденная Бдоян очень стремительно влилась в коллектив осужденных колонии. Сразу после выхода из карантина, она приняла участие и победила в конкурсе красоты учреждения «Краса ИК-28».

- На конкурсе я показала визитную карточку, участвовала в интеллектуальной викторине и продемонстрировала творческий номер - танцевала восточный танец и прочитала стих собственного сочинения. Стих я написала про женщин, которые здесь находятся.

Я эти строки каждой даме посвящаю,

Мы дочки, жены, чьи-то мамы.

От всей души я искренне желаю,

С родными быть и в жизни все исправить.

Пусть трудный этот путь, извилистый и сложный,

Пусть все пошло не так, как мы хотели,

Пускай нам счастье казаться будет невозможным,

Но мы все выдержим, мы все преодолеем.

Спасибо Богу за это испытанье,

Надеюсь, сможет он нас всех простить,

Скорей домой нам надо через это расстояние,

С родными быть, и все, что было позабыть.

Поддержать Сиран на конкурсе приезжали папа и сестра. Одним из призов за победу в конкурсе была возможность пофотографироваться с семьей.

- По родным очень сильно скучаю. Здесь начинаешь совсем по-другому относиться к родителям и близким. Вообще на жизнь по-другому смотришь, потому что здесь есть много времени проанализировать свои поступки. Понять, может где-то мало времени уделял родным…тут ты взрослеешь моментально. Сейчас бы я уже никогда так не поступила. Это наказание не только для меня, это наказание, в первую очередь, для моих родителей.

В колонии осужденная работает в швейном цеху, в отделе технического контроля. Проверяет уже готовую продукцию и упаковывает ее.

- Больше всего меня расстраивает то, что это просто так вычеркнутые из жизни годы. Семь лет для меня равносильны пожизненному заключению, потому что я перечеркнула себе все этим поступком, этим сроком. И это теперь навсегда со мной. Я всегда мечтала поскорее отучиться, чтобы помогать родителям, но в итоге получается наоборот. Это моя самая большая мечта, чтобы настал момент, когда я смогу обеспечивать родителей. И, конечно, я хочу, чтобы они снова могли мной гордиться.

«Я пока не понимаю что это в моей жизни - это испытание или наказание»

У Сиран Бдоян очень много планов на будущее, но что конкретно выбрать она пока не знает, ведь еще до конца срока очень далеко.

- Конечно, все будет зависеть от того, насколько быстро я выйду на свободу. Если не врачом работать, то открою свое какое-то дело. И конечно, буду продолжать заниматься благотворительностью. Круг теперь значительно расшириться, буду стараться помогать осужденным, потому что знаю не понаслышке, чего здесь не хватает, и что необходимо. И мнение об осужденных поменялось. Раньше когда я где-то видела спецконтингент, думала, что это злостные зеки, а теперь… теперь я тоже спецконтингент, но злостных зеков у нас нет.

По словам осужденной, в колонии достаточно комфортно, насколько это возможно в таком месте, живется. Больше всего ее удивила столовая учреждения.

- В университете, где обучение стоит 140 тысяч в год, столовая намного хуже. Тоже касается и общежития для иногородних студентов.

В учреждении Сиран много читает. Любит книги, основанные на реальных событиях, автобиографии. Еще одно ее увлечение это восточные танцы. Профессионально никогда не занималась, самоучка. Но в колонии, когда есть свободное время, приходит в клуб порепетировать, иногда показывает движение другим осужденным женщинам, которые желают освоить азы восточных танцев. Также осужденная участвует в подготовке концертов и самих концертах, которые проходят в учреждении.

Для осужденной Сиран Бдоян самое важное в жизни, это ее родители, семья.

- Для меня нет ничего важнее того, чтобы все мои родные люди были здоровы, счастливы. Также для меня важно радовать свою семью…чтобы они гордились мной.

По глупости. По большой опрометчивой, неосознанной глупости молодые люди вот так бездарно загоняют свою жизнь в суровые рамки исправительных учреждений, где за решеткой и колючей проволокой проводят лучшие свои годы.

- Еще в СИЗО я поняла, что по 228 статье очень много молодых девушек отбывает здесь наказания. И у всех такие глупые причины: кто-то хотел маме купить новый телефон, кому-то не хватало денег на покупку жилья, кто-то хотел помочь финансово родителям.

Несомненно, это станет уроком на всю жизнь для всех, кто вот так по глупости лишился свободы на годы. Никто не застрахован от этой глупости, может переклинить каждого, как показывает история осужденной Бдоян, даже самую примерную девочку. Нужно внимательней относиться к своей жизни, думать наперед. Иногда полезно выходить за рамки, модного на сегодняшний день выражения, «жить одним днем», и думать о будущем, думать о близких людях, по ком непосредственно ударит необдуманный поступок. Думать о годах, которые бесследно пройдут не в лучшем месте. Думать о потерянной молодости… ведь в колонии моментально взрослеешь, становишься на годы вперед старше. Понимание ответственности за свою жизнь, свои поступки и свои мысли должно приходить на свободе, а не в местах лишения свободы. И да, выход есть всегда и отовсюду, нужно просто не искать легких путей, а сесть и подумать хорошенько. Не надо вестись не на чьем поводу, взрослый человек всегда имеет собственное мнение, и несет ответственность за свои решения и поступки только сам. Всего-то нужно вовремя включить голову и выключить эмоции.

Автор: аналитик пресс-службы УФСИН России по Волгоградской области Юлия Кравченко

 

Поделиться:


Дата последнего обновления: 18.09.2019 20:51

архив новостей

« Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
2024 2023 2022  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия